03.03.2015
Кризис экономики стал причиной поиска новых путей выхода из сложившейся ситуации, в том числе в сфере аренды недвижимости коммерческого назначения. За границей арендаторы рассчитываются с собственниками не по фиксированной ставке, как в России, а в виде процента от всего оборота предприятия. На отечественном рынке данный механизм не нашел всеобщего признания, а практикуется лишь в некоторых случаях. Например, новаторские формы арендных отношений используют в работе: ТЦ «Атриум», «Седьмой континент», ИКЕА, ZARA, H&M.
Процентная схема расчетов по аренде предпочтительна для торговых центров, которые получают немалые выгоды. В кризисных условиях резко падают продажи, а арендаторы, теряющие доходы, не в состоянии рассчитываться за аренду по фиксированным ставкам.
«Западный» механизм процентной оплаты предполагает оплату гарантированной выплаты в минимальном размере и процента от всего дохода компании, арендующей недвижимость. В результате и собственники, и арендаторы получают одинаково выгодные условия для работы. Такой механизм расчетов интересен для владельцев торговых центров в финансовом плане, позволяет сохранить арендаторов и привлекательность ТЦ для покупателей.
Однако повсеместное внедрение процентной схемы оплаты затрудняется тем, что не все предприятия ведут «прозрачный» бизнес и готовы предоставить реальные данные по получаемым доходам. По некоторым сведениям кафе крупнейшей сети McDonalds, ведущие «чистый» бизнес, оплачивают аренду помещений в размере 5-7% от всего оборота.
Эксперты считают, что новаторские формы аренды коммерческой недвижимости должны стать наиболее оптимальным способом для успешного развития российского ритейла.